Разработка проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ) в г. Новосибирске и Новосибирской области

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – специальная территория, установленная вокруг объектов и производств, которые являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Размер санитарно-защитной зоны обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.

Основной целью назначения санитарно-защитной зоны является установление защитного барьера, который обеспечивает должный уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Необходимость разработки настоящего проекта регламентирована Федеральным Законом №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».

В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03: в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности – как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Вам понадобится проект СЗЗ, если вы:

  • вновь строящиеся, реконструируемые промышленные объекты и производства;
  • объекты, находящихся в стадии технического перевооружения, при увеличении мощности, изменении технологических процессов, применении технологий, не имеющих аналогов на территории РФ, которые являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека;
  • действующие промышленные объекты и производства I, II и III классов опасности, располагаемых в жилой застройке или в зоне других нормируемых территорий без соблюдения ориентировочной СЗЗ. Деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха вредными для здоровья веществами и превышением уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений выше установленных гигиенических нормативов, что вызывает обоснованные жалобы населения;
  • действующие объекты или производства в случае обращения (руководителя) заказчика с просьбой об установлении СЗЗ.

Перечень предприятий для которых не требуется установление СЗЗ:

Не устанавливаются размеры и границы санитарно-защитных зон для действующих промышленных объектов и производств:

  • для которых уже была установлена СЗЗ на основании ранее действовавших нормативных документов;
  • если расстояния от границы территории промышленной площадки предприятий до нормируемых территорий составляет ориентировочный размер СЗЗ для указанного класса объекта или превышает его;
  • которые в течение последних 5 лет работают стабильно, без увеличения мощности, количества источников выбросов в атмосферный воздух и объемов выбросов загрязняющих веществ атмосферный воздух, без изменения технологических процессов, при отсутствии обращений населения на загрязнение атмосферного воздуха физического воздействия на атмосферный воздух;
  • которые расположены на удалении от нормируемых территорий на 10 и более км, при условии, что в радиусе 1000 метров от границы территории объекта отсутствуют родовые угодья коренных малочисленных народов, другие нормируемые территории, перспективная жилая застройка не будет приближаться к границе ориентировочной санитарно-защитной зоны предприятия в соответствии с генеральным планом развития городского или сельского поселения.
  • При размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, в условиях сложившейся градостроительной ситуации, при невозможности соблюдения размеров ориентировочной СЗЗ, необходимо обоснование размещения таких объектов ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и акустическим расчетами. Проект обоснования санитарно-защитной зоны не разрабатывается, натурные исследования атмосферного воздуха и измерения уровней шума не проводятся.
  • Для действующих объектов малого бизнеса V класса опасности в качестве обоснования их размещения используются данные исследований атмосферного воздуха и измерений физического воздействия на атмосферный воздух, полученные в рамках проведения надзорных мероприятий. Проект организации санитарно-защитной зоны не разрабатывается.
  • Для размещения микропредприятий малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек, необходимо уведомление от юридического лица или индивидуального предпринимателя о соблюдении действующих санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки. Подтверждением являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физического воздействия на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий.
  • Для предприятий I, II и III классов опасности при установлении санитарно-защитных зон отменено проведение не менее чем годовых натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитных зон.
  • Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе санитарно-защитной зоны, жилой застройки и других нормируемых территорий являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физического воздействия на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля.
  • Принято решение об исключении выполнения работ по оценке риска здоровью населения для животноводческих и птицеводческих предприятий, а также для кладбищ, после сопоставления размеров и границ СЗЗ объектов и производств, полученных расчетным путем и результатами работ по оценке риска.
  • Исключено выполнение работ по оценке риска здоровью населения для промышленных объектов и производств, расстояние от границы территории которых в 2 и более раза превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий.

Штрафы при отсутствии проекта СЗЗ

Отсутствие проекта СЗЗ является нарушением ст. 6.3 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа:

- на должностных лиц - от 500 до 1 000 тысячи рублей;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 500 до о1 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

- на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Также отсутствие проекта СЗЗ является нарушением ст. 8.1 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа:

- на должностных лиц - от 10 000 до 30 000 рублей;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

- на юридических лиц - от 100 000 до 250 000 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Контакты

ООО «ТЕХЭКОПРОЕКТ» — компания, оказывающая услуги в области экологического и архитектурно-строительного проектирования.

Наша компания всегда открыта для общения с клиентами!

Филиал в г. Новосибирске:

ул. Петухова, 166

Телефон: +7 (383) 383-09-35

Факс: +7 (383) 238-35-51

Филиал в г. Челябинске:

ул. Елькина, 45а

Телефон: +7 (913) 706-95-66

Филиал в г. Магнитогорске:

пр. Ленина, 92

Телефон: +7 (913) 706-95-66


Email: